Прообраз современных дружин юных пожарных - детские пожарные «потешные отряды».
У большинства маленьких детей проявляется естественное любопытство к огню. Они хотят знать, как выглядит огонь и какие ощущения вызывает, что с ним можно сделать, и как он горит. Поэтому именно с ранних лет закладываются основы взаимодействия с окружающей средой, и как следствие должна вырабатываться модель поведения в чрезвычайных случаях.
В XIX и XX веке особенно остро стояла проблема пожаров от детской шалости с огнем. Малыши, оставленные без надзора и запертые в помещениях, зачастую становились жертвами безжалостной стихии. Особенно часто подобные случаи происходили на селе, когда дети невольно подвергались домашнему аресту, а взрослое население возвращалось с полей «к уголькам».
Члены Императорского Российского Пожарного Общества (ИРПО), куда входили не только добровольные противопожарные объединения, но и профессиональные пожарные команды, активно взаимодействуя, - занялись решением этой проблемы. Именно ИРПО мы обязаны появлением яслей. В качестве эксперимента в некоторых селениях, на время страдных работ, начали организовываться детские ясли-приюты. По статистике, там, где они существовали, уменьшалось количество пожаров от детских шалостей.
Обобщив печальную статистику пожаров от малолетних нарушителей и практический опыт российские пожарные разработали рекомендации по пожарной безопасности детей. В соответствии с ними спички должны были храниться под замком. Семья, школа и церковь должны были быть первыми распространителями противопожарных мер. Полиция обязана была следить за тем, чтобы дети не играли с огнем и светом, не раскладывали в опасных местах огня. Старшим детям рекомендовалось присматривать за младшими. Надзор в этом отношении распространялся на вышедшую из школы молодежь, на ремесленных учеников и молодую прислугу. Как лучшее средство работы с подрастающим поколением предлагалось организовать юношеские пожарные команды или гимнастические общества, главной целью которых являлось бы не только обучение детей борьбе с огнем, но используя авторитет учителя, отца семейства или священника, стараться объяснить ребенку весь ужас последствий огненной забавы.
На V съезде членов Императорского Российского Пожарного общества в июле 1910 года в городе Риге предлагалось на обсуждение положение об обучении детей пожарному делу и создании детских пожарных «потешных» отрядов, учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах. И уже к концу 1910-го года зафиксирован исключительный факт: было образовано огромное количество «потешных». Скоро движение детских пожарных отрядов выросло в мощную организацию, которая через год насчитывала более шести тысяч детей. В учебных отрядах дети, с согласия родителей, обучались членами добровольных пожарных обществ. И то была не «потеха», а серьезный курс «молодого бойца». Ребят обучали приемам спасания и самоспасения, тушения огня, работе с лестницей и веревкой, установке пожарной трубы (насоса), а также правилам осторожного обращения с огнем и элементарным приемам оказания первой медицинской помощи. Каждому члену «потешного отряда» присваивалось право на ношение особого отличительного знака, установленного Императорским Российским Пожарным Обществом, наиболее достойные могли быть награждены за счет общества. Особо отличившиеся и прилежные юные пожарные за свои заслуги могли быть удостоены общим собранием общества особых наград, а достигшие семнадцатилетнего возраста и с честью выдержавшие испытание пожарной службы могли быть переведены в действующую дружину ИРПО.
Фото: Дети-пожарные во время церемониального марша проходят мимо Императора Николая II. 1912 г.